Статьи
 

Коллекционеры

13.01.2011, 16:30

Месси, выиграв «Золотой мяч-2010», второй раз подряд стал лауреатом престижнейшей премии. «Соккер.ру» рассказывает о других коллекционерах, бравших два или более «мяча» кряду.

Месси – обладатель «Золотого мяча-2010». Можно спорить сколько угодно об объективности решения, о достойности аргентинца, но факт останется фактом. Тем более, наш портал уже расставлял все точки на «i». Так что оставим жаркие дискуссии в прошлом. История штука такая, её не исправить и не повернуть вспять, а значит надо всего лишь смириться. А ещё лучше порадоваться за аргентинца – не каждый игрок удостаивается чести дважды подряд носить гордое звание «Лучший футболист года». Поверьте, в истории таких случаев – раз-два и обчёлся. О них, к слову, наш портал и предлагает вам вспомнить.

Йохан Кройфф (1973, 1974 – «Барселона»)

По иронии судьбы, первым футболистом, добившимся такого колоссального успеха, стал голландский гений и символ всего тотального футбола — Йохан Кройфф, в ту пору блиставший за испанскую «Барселону». Но на этом параллели с Месси не заканчиваются –  в 1974 году Йохан обошёл Чемпиона Мира Франца Беккенбауэра, чья Германия (тогда ещё ФРГ) в финале как раз-таки и обыграла команду «Кронпринца». Правда, на том Мундиале голландец показывал просто фантастический футбол, а его проход в начале поединка с немцами, вследствие которого и был заработан пенальти, будут помнить веками.
 
Кройфф был систематизирующим игроком философии Ринуса Михельса, стал настоящим олицетворением всего тотального футбола. Чувствовал в нём себя как рыба в воде. На поле «летучий голландец» постоянно маневрировал, не чурался использовать уловки, освобождая тем самым свободные места для своих партнёров. Всё это, откровенно говоря, ставило оборону противника в настоящий ступор, ведь именно к  Йохану всегда и приклеивалось основное внимание защитников.

И не зря, надо сказать, ведь у него чертовски сложно было забрать мяч, особенно, если он набирал скорость. Она вкупе с хорошей координацией и лёгкостью движений позволяла «Кронпринцу» быстро менять направление бега, отчего соперники частенько теряли равновесие. Добавляло защитникам головной боли и умение Кройффа сыграть нестандартно и тонко – он интуитивно чувствовал момент для паса и местоположение своего партнёра, а его передачи всегда летели на оптимальной высоте и с идеальной скоростью. Тот футбол, показываемый великим голландцем, был настоящим прорывом и большим скачком вверх в науке о передвижении игроков по полю, за что, собственно, болельщики и прозвали его «Пифагором в бутсах», а  редакторы France Football даровали в общей сложности 3 «Золотых Мяча»

Кевин Киган  («Гамбург», 1978 и 1979 года)

Пожалуй, в Англии никогда не жаловались на отсутствие квалифицированных футбольных кадров, позволяющих триумфально шествовать в Европе и мире. Только грамотно воспользоваться ими, мало кому удавалось, отсюда и такое скудное количество титулов в копилке. По-другому я не могу объяснить тот факт, что Кевин Киган является единственным обладателем «Золотого Мяча», получившим его в год проведения Чемпионата Мира, не выступая на нём. Даже ума не приложу, как англичане, имея в своём составе настолько виртуозного игрока, как Кевин, умудрились пролететь мимо аргентинского Мундиаля в 1978 году. Впрочем, пусть над этим голову ломают особо сентиментальные болельщики «родоначальников».  Мы же с вами поговорим о приятном, а именно о феноменальном таланте Кигана.

А «могучий мышонок», как ласково его называли фанаты, никогда и не был типичным британским футболистом. Его манера обращения с мячом больше напоминала аргентинского вундеркинда, нежели английского «борца» с выдающимися физическими данными и выносливостью. Кевина вряд ли можно назвать атлетом, ведь он был довольно щупленьким и маленьким человеком (рост еле-еле достигал 170 см). Зато отсутствие больших габаритов дало ему феноменальную скорость, виртуозную технику и хорошую координацию движений – его изумительные сольные проходы надолго остались в памяти болельщиков «Энфилд Роуд». Частенько он их радовал и красивейшими голами, на которые у Кевина был настоящий дар.

Но свои «Золотые мячи» Киган взял вовсе не в реноме лидера английского «Ливерпуля», а во времена выступлений в «Гамбурге». Стажировка в более динамичную и жёсткую Германию для «могучего мышонка» даром не прошла, хоть и адаптация в таком непривычном по тем временам футболе для англичан прошла довольно нервозно и тяжело. Против Кевина даже заговоры внутри команды производились, и дело тут далеко не в нём, а в нежелание ведущих игроков «Гамбурга» мириться с участью делёжки лидерских полномочий. Но Киган, сперва, выдержал стартовое давление, а потом и вовсе нашёл в себе внутренние резервы перестроиться, стал играть в более командный и самоотверженный футбол, стал быстрее мыслить на поле. За прочный характер и морально-волевые качества (естественно, без игровых не обошлось), проявленные в Германии, Кевин, наконец, и удостоился звания лучшего игрока Европы, а потом с честью его и защитил

Карл-Хайнц Румменигге (1980, 1981 – «Бавария» Мюнхен)

После двух лет гегемонии Кевина Кигана в Европе на смену британцу пришёл не менее колоритный и великий нападающий мюнхенской «Баварии» Карл-Хайнц Румменигге. По манере игры форварды схожие, но всё-таки Калле, как его называли болельщики, более расторопен в штрафной площади соперников, посему его бомбардирские показатели заметно превосходят статистику Кигана.

Но Румменигге никогда не был типичным «стервятником», на подобии Герда Мюллера, рядом с которым и проходило становление будущего национального героя. Да, он обладал завидным голевым чутьём и частенько оказывался там, где этого требует происходящее. Но обосновался Калле в роли ярко выраженного наконечника атак лишь вначале 80-х, до этого успев поиграть немного в оттяжке с Мюллером и даже на правом фланге. Благо, технически он был одарён неплохо, хоть разного рода финтами публику никогда и не баловал. О скорости и речи быть не может – на заре карьеры именно её считали главным козырем молодого игрока.

Но чтобы получить звание национального героя, одного футбольного превосходства над другими маловато будет. Румменигге возродил немного угасавшие победные традиции сначала мюнхенской «Баварии», а потом и сборной, где «капитанить» начал в 1981-м году. Ведь именно своей вдохновенной игрой он привёл «бундестим» к победе на Чемпионате Европы 1980 года, а потом и вовсе своей самоотверженностью зарядил партнёров на борьбу в полуфинале Чемпионата Мира  1982 года против Франции. Примечательно, что на Мундиаль он поехал с незалеченной травмой, которая, заручившись «поддержкой» других болячек, преследовала его весь остаток карьеры. Во многом, наверное, именно поэтому он так и не сумел стать Чемпионом Мира с трёх попыток, в каждой из которых до заветного трофея было рукой подать. Но своё признание от общественности он получил – два «Золотых мяча» тому подтверждение. 

Мишель Платини («Ювентус», 1983, 1984, 1985)

В футболе редко встречались игроки, с одинаковым успехом умеющие конструировать атаки и завершать их. Футболистов подобного склада ещё называют «человек-оркестр». Такими были Йохан Кройфф, Марадона и отчасти Пеле. Но в середине 80-х на футбольных полях царил маленький гений с севера-востока Франции – Мишель Платини, трижды подряд(!) становившийся лауреатом приза еженедельника France Football. Подобного успеха никто доселе не повторял, но шанс есть у Лионеля Месси. Хотя сравнивать аргентинца, пускай и, возможно, самого талантливого игрока планеты на сегодняшний день, с великолепным атакующим хавбеком «Ювентуса» будет оскорблением в сторону последнего – настолько диапазон действий у француза был шире.

И тут даже никого скорострельностью аргентинца не убедишь. Ведь Мишель Платини, располагаясь где-то в районе центрального круга, в пяти матчах выигранного французами первенства континента отправил в ворота соперников 9(!) мячей, включая победные в ворота португальцев в полуфинале и испанцев в финале. Неудивительно, что в сезоне 1984 года, когда и проводилось домашнее для французов Евро, Мишель набрал 98% голосов. Прибавляем сюда блистательное выступление в Серии A, где Платини стал чемпионом, и все вопросы об обоснованности решения уж точно сняты.

Годом ранее Мишель становился лучшим бомбардиром Серии A (опять же, играя на позиции полузащитника) и доводил свой «Ювентус» до финала Кубка Чемпионов. Годом позднее, в 1985 году, Платини исправляет свою оплошность и берёт-таки заветный «ушастый» кубок, забивая при этом опять же победный гол. Какой же талант у него забивать важные мячи, не правда ли?

Платини был гением воплоти, символом и главной надеждой французского футбола. Мастер прямых штрафных и нестандартных передач, потрясающий голеадор и умелый оборонец. Всё это скромный француз, прихвативший в свою охапку сразу три «Золотых мяча», повторив достижение не менее выдающегося Йохана Кройффа.

Марко Ван Бастен (1988, 1989 – «Милан»)

Немного символично, что эру доминирования Платини в Европе сменил Марко Ван Бастен. Ведь именно «Милан» голландца потеснил «Ювентус» француза не только с верхних строчек Серии A, но и с позиции флагмана в европейском футболе вообще. Значение Ван Бастена в свершении с престола «Старой синьоры» переоценить сложно, хоть и вышел первый сезон голландца в составе «россонери» немного скомканным. Но свои мячи, в общей сложности которых набралось, аж три штуки, Марко брал в последующих, светлых годах в истории «Милана».

Многие называют Марко Ван Бастена идеальным нападающим без слабых мест, а его феноменальная скорострельность (128 мячей в 133 играх за «Аякс» и 90 в 147 поединках за «Милан") лишь доказывает сей тезис. Превосходная игра в воздухе, даже более поставленная игра обеими ногами и, наконец, мастерство забивать красивейшие мячи, чаще всего в полете через себя, либо ножницами. Спросите у Дасаева, ведь именно в наши ворота в финале Евро-1988 года Марко положил один из самых красивых мячей в истории футбола, почти с нулевого угла.

Но Марко умел на поле делать абсолютно всё, разве что за исключением первоклассных подкатов в лучших традициях опорного полузащитника. Прекрасное виденье поля позволяло ему опускаться чуть глубже и гениально ассистировать своим партнёрам, которые подобрались на тот момент, что в клубе, что в сборной, одинаковые и первоклассные (думаю, никто не забыл знаменитую троицу). Блистательная техника же позволяла создать гол из ничего, оставив не у дел перед этим 2-3 соперников. В конце концов, повалить на землю голландского гиганта было крайне сложно, укрывать корпусом он умел не хуже ныне играющего Карлоса Тевеса.

Хотя всё же одно слабое место у Марка было – его лодыжка, на которой только в начале девяностых было сделано четыре операции. Но, слава богу, Марко успел сотворить из себя легенду, пока травма не доконала его, драматично прервав карьеру, на мой взгляд, лучшего нападающего в истории футбола, в возрасте 29 лет. Но это лишь формально, ведь, по сути, Ван Бастен больше не появлялся на поле после проигранного финала Лиги Чемпионов французскому „Марселю“. На тот момент ему было всего 28 лет, что несказанно мало для такого мастера, как он. Откровенно жаль, ведь настолько удивительного и одарённого нападающего свет никогда не видел (да простят меня поклонники других великих форвардов), и кто знает, чего бы он добился, не будь той злосчастной травмы.

Вот и закончили мы с вами краткий экскурс в историю „Золотого мяча“ и его коллекционеров. Все лауреаты понимали футбол по-своему, приносили пользу различными путями, да и каждый из них оставил разный след в истории футбола. Правда, объединило их всех одно – они все много забивали, зачастую самые важные и победные мячи. Может, не так плох Месси в роли лучшего игрока планеты, как некоторые считают? Во всяком случае, по результативности Лионель явно впереди планеты всей, если не учитывать всякие чемпионаты Мозамбика. А именно голы и являются важнейшей частью футбола.

В статье упоминались:
Категория:
Комментарии
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у Вас уже есть аккаунт - авторизуйтесь
Рейтинг БК
Перейти на сайт
Pari
Pari
Перейти на сайт
Перейти на сайт