Статьи
 

Строптивый Данко

05.03.2010, 18:00
Перед самым стартом российский чемпионат опять пополнился исполнителем из Эредивизии. Вслед за Ари и Хондой остановку в РПЛ сделал и Данко Лазович. Более подробно о непростом сербе, о его особенностях и перспективах рассуждает «Соккер.ру».

Сезон приближается с неимоверной скоростью, что только разогревает градус ожидания болельщиков. Но есть моменты, которые не удалось довести до конца, есть в клубах своеобразные незавершенные «гештальты», которые требуют скорейшего «закрытия». Речь, конечно же, о трансфертной активности.

Окно переходов в России скоро «захлопнется», оставив не у дел всех, кто не успел пополнить запасы рабочей силы. Поэтому каждый трансфер сейчас, на флажке, привлекает больше внимания, чем когда совершается в общей массе переходов. Одним из последних заметных свершений подобного рода стал переход сербского форварда ПСВ Данко Лазовича в «Зенит». Тенденция, однако, в российских клубах по отношению к Голландии… но об этом позже, а пока разберемся, что за «птица» такая сербская «залетела» в город на Неве.

Данко Лазович родился 17 мая 1983 года в городке Крагуевац, что расположен в самом сердце Сербии. Город средневековый и маленький, располагает от силы 150 тысячами жителей, но пару поводов для гордости тоже имеет. К примеру, он дал путевку в мир победительнице Евровидения Марии Шерифович, если помните такую. Кроме того, городок является городом-побратимом белорусского Могилева и американского Спрингфилда. Но это так, лирическое отступление.

Наш герой с детства увлекся футболом и пробился в состав юношеской команды города с милым названием "Раднички». Нужно сказать, что Лазович — «продукт» идеального скаутинга, ведь все эти маленькие городки с их командами тщательно прочесывают скауты одного из самых известных клубов страны — столичного «Партизана».

Судьба улыбнулась Данко. Во время одной из его выдающихся детских игр на матче присутствовал представитель «Партизана». Ему приглянулся юноша, которого тотчас пригласили для более тщательного ознакомления. Так, в 2000-м году мир для Лазовича встал не только на границу нового тысячелетия, но и переступил грань, которая определит всю дальнейшую судьбу парня.

В «Партизане» его приняли за дерзость, спортивную наглость и стремление побеждать, для хорошо обучаемого юноши это — крайне необходимые качества. Но в столичном клубе решили сразу же на ломать парня, ставя перед ним задачу бороться за место в составе с более классными на тот момент форвардами, а справедливо постановили отправить Данко на стажировку в более скромный «Телеоптик» — так назывался, по сути, «Партизан-2». В этом коллективе Лазович приспособился к обстановке на удивление быстро и твердо закрепился в основном составе, проведя 23 матча и отметившись 7 голами — для столь молодого парня в первом профессиональном клубе — очень классный показатель.

Дальше — больше. В «Партизане» поняли, что отыскали потенциальную звезду и мигом вернули его, «пустив в оборот». В первомполноценном сезоне парень провел 26 поединков, забил 9 раз. В следующем году сербский клуб принял участие в еврокубках и покинул их на ранней стадии, зато Лазовичу удалось отличиться трижды в шести матчах, а в общем за один сезон он провел 34 поединка и отметился 15 голами — прогресс налицо.

Такое удивительно скорое развитие футболиста не могло остаться без внимания.
И пока большие европейские клубы прочесывали всем известные «кормовые поля» в той же Голландии или Португалии, сами голландцы вели активную политику в балканском регионе. Данко попал «на карандаш» «Фейеноорду», который раскошелился на семь миллионов евро за перспективного игрока атаки.

Но «феи» парадоксальным образом стали заложниками того, что селекционный отдел работал лучше, чем тренерский штаб. То есть, молодого и безусловно талантливого новичка отыскали метко и вовремя, но обеспечить его достаточной игровой практикой не могли при наличии живых Калу, Кюйте, Бюффеле и ван Хойдонке.

И все же сезоны 2003/04 и 2004/05 серб провел в составе роттердамского клуба, получая те крохи игрового времени, что выпадали на его долю из-за могучих спин конкурентов. Тогда его использовали только как центрфорварда на острие, не задумываясь особо о придании многофункциональности игроку, не уделяя достаточно тренерского чутья и внимания. И все же свои 26 матчей он приплюсовал к статистике первого голландского сезона. Отличился лишь 6 раз, но нужно понимать, что в этих поединках ему предоставлялась роль заменителя на последних минутах, особо не разгуляешься.

В следующем сезоне игрового времени стало совсем мало. Наставники «Фейеноорда», внимание, прямым текстом констатировали — Лазович слишком узок по мышлению, чтобы подойти креативному «Фейе». Но все-таки на совсем отметать парня не стали, сдав его в аренду.

Сначала серб на полгода отправился в немецкий «Байер», где тоже рассматривался, лишь как подмена «железобетонным» Воронину и Бербатову. Разумеется, речи о том, чтобы полноценно показать себя, идти не могло. Лишь однажды Данко блеснул, отметившись хет-триком в кубковом поединке, но этого всплеска не хватило для того, чтобы на форварда начали расчитывать.

В середине сезона последовала аренда в другое место — на родину в «Партизан», где на волне ностальгии Лазович назабивал 5 мячей в одинадцати встречах. Вот здесь и случился долгожданный перелом «узкого специалиста». Правда, закончились отношения с белградской командой не лучшим образом — игрока обвинили в «подрывной деятельности» в раздевалке, он вступал в открытую конфронтацию с членами команды — ершистый парень оказался.

Однако именно в вырастившем его клубе заметили, как можно разнообразить игру, поместив Данко не на острие, а справа в атаке. Да и сам Данко понял, что настал критический момент, за которым будет либо рывок наверх, либо падение вниз и скитание по европейским задворкам. Он делал все, чтобы добиться первого, но «Фейеноорд» тогда, похоже, уже не следил за успехами своего футболиста, поставив на нем крест.

А вот скромный голландский «Витесс» «подсмотрел» эту ситуацию и предложил полтора миллиона за «ненужного» «феям» игрока. Те, потратив тремя годами ранее семь миллионов, решили, что большего выручить не смогут и согласились на условия арнемцев. И здесь мы видим парадоксальную ситуацию: менеджмент голландского аутсайдера «обскакал» специалистов из именитого гранда Нидерландов. Ох, как кусали локти потом в Роттердаме!

Сезон 2006/07 стал ключевым. В «Витессе» за 39 матчей он забил 22 гола — едва ли не половину всех мячей команды, в том числе были подвиги, когда серб блистал в известной игре с «Аяксом», закончившейся 4:2 в пользу арнемцев, а сам Лазович забил гол и отдал две результативные передачи.

Еще больше горечи доставляло роттердамцам то, что сами они выступили в том розыгрыше крайне неудачно. Короче говоря, потерпели полнейший крах — продали Данко, не разглядев в нем качественных изменений за смешную сумму. И в деньгах проиграли, и в игровом смысле.

В «Витессе» тоже поняли после этого сезона, когда Лазович даже боролся за титул лучшего бомбардира лиги, что футболиста удержать не получится — рядом закружили настоящие «акулы»: ПСВ и «Аякс». «Фейеноорду» оставалось уныло взирать на все это со стороны - Лазович был на них обижен, а фанаты подвергали руководство жесткой обструкции за продажу такого игрока.

В качестве продолжения карьеры Данко избрал сильнейший на тот момент клуб — ПСВ. Чемпионы потратились на 6 миллионов. Вот и представьте: первый покупает за семь, продает за полтора, второй покупает за полтора, а продает за шесть — несвойственный для Голландии парадокс и просчет «Фейеноорда».

Нужно сказать, что в такой сильный коллектив наш герой влился без особых проблем — стала сказываться закалка и юношеские злость и дерзость, за которые его «прибрал» «Партизан». В 43 поединках, проведенных Эйндховеном в том сезоне, Данко отличился 14 раз, а в чемпионате забивал строго в каждой третьей игре, заняв твердую позицию в тройке атакующих футболистов команды — смещаясь периодически на края атаки, но преимущественно выступая в качестве центрфорварда.

Также без особой скромности Лазович взял себе очень «ответственный» номер — «девятку» Патрика Клюйверта. Но заносчивость серба не особенно способствовала его отношениям с окружающими, если уж он умудрился рассориться со своим родным клубом, то что говорить о команде, в которой он сам себя с самого старта отменно зарекомендовал.

Наставник эйндховенцев в сезоне 2008/09 Хууб Стевенс был не очень-то в восторге от вызывающего поведения игрока и начал выстраивать игровые схемы, в которых Лазовичу отводилась роль лишь выходящего на замену. Серб не долго терпел такое «издевательство» над своей персоной.

На публике-то всё выглядело замечательно, но лишь до ноябрьского матча с «Аяксом».
Тогда ПСВ в гостях уступал 0:1 и на поле на 52-й минуте появился Лазович, который уже спустя четыре минуты создал гол имени себя для своего партнера Ибрагима Афеллая. Тогда, празднуя гол, Данко в сердцах подбежал к тренерской скамейке и выразил Стевенсу по-сербски всё, что думает о нем и о его матери, добавил еще много непечатных слов, от которых даже у заядлых матерщинников с ушами проблемы обнаружатся. Матч, к слову, завершился разгромной победой «Аякса» 4:1, но в тот момент Лазович был героем, прежде всего — в своих глазах.

Такая выходка не осталась без внимания, Данко серьезно оштрафовали, но вот какая штука — с тех пор он в семи играх подряд выступал в основе с первой минуты до последней. Видимо, тренерский штаб внял его оригинальным «просьбам», да и талант ассистента в нем проснулся. Правда, к концу турнира запал утих и Лазович снова благополучно начинал матчи со скамейки запасных. 12 голов в 33-х матчах — результат для серба довольно типичный (каждая третья игра — гол, мы помним). Да и показатели ассистентства у Данко довольно стабильны из сезона в сезон: 6-8 результативных передач.

В принципе, для забивающего центрфорварда результат неплохой, что тоже обусловливало его будущее предназначение, которое зародилось еще во время «второго пришествия» в «Партизан», как помним. Уже Стевенс пробовал ставить Лазовича на фланги нападения и даже опускал в полузащиту, отыскивая место для прихотливого серба. Но суть в том, что тренерская прихоть касалась лишь игрового времени, а не позиции. То есть, Данко безропотно мог играть в полузащите, лишь бы играть!

Наконец, перейдем к эпохе Фреда Рюттена, при котором ПСВ обрел утраченное было величие и идет в нынешнем сезоне победоносной машиной по просторам Эредивизии. Что отличает Рюттена как тренера – это важно знать – склонность к дисциплине и четкой игровой схеме. Такой строгий подход выгодно выделялся на фоне его предшественников. Фреду потребовалось совсем немного времени перед сезоном, чтобы определиться с обоймой игроков и базовой схемой – видное место в ней занимал Данко.
 
В чем особенность? Рюттен сразу же поместил Лазовича на правый фланг атаки, разглядев в нем задатки хорошего ассистента-бомбардира, наличие которого обогатит атакующий потенциал команды. Ведь если бы серба использовали как раньше, на острие, то соответственно, на фланг пришлось бы искать менее атакующего игрока, ибо имеющиеся в наличии не очень-то соответствовали задачам и схеме.

Расстановка Рюттена предполагает активное участие в атаке большой группы игроков, но едва ли не ключевая роль отводится при этом «крыльям» передней линии – вингерам, по сути, — Лазовичу и Джуджаку. Эти двое избороздили бровки всех стадионов Голландии, участвуя в завершении атак при смещении в центр, но самое главное, прекрасно ассистируя основным форвардам – Тойвонену или Кувермансу.

Именно в ассистентстве раскрыл себя Данко. В данный момент на его счету за ПСВ в 38 играх лишь семь голов, но зато — 13 голевых передач. То есть в каждом втором матче он отмечался результативным действием. Перевод на новую позицию сыграл благоприятную роль и в становлении неспокойного характера, который здесь не получал такой порции «нарциссизма» из-за «нецентрального» статуса.

Грубо говоря, лавры голов доставались в основном Тойвонену, потому конфликтов у Данко с Рюттеном замечено не было. Да и сам игрок понимал, что тренер ему доверяет, а что еще нужно футболисту, кроме уверенности в завтрашнем дне и успешном выступлении? Вот и теперь, когда представители «Зенита» связывались с игроком, он не бросился к потенциальным покупателям, заявив журналистам, что и без того играет в солидном клубе. Но российский клуб сумел убедить Данко в том, что в Санкт-Петербурге ему будет лучше.

Переговоры с клубом тоже прошли весьма быстро, причем здесь был некоторый разлад в голландском лагере. «Зенит» предложил ПСВ 5 миллионов евро за игрока, который, по мнению руководства Эйндховена, уже достиг своего потолка в развитии. Но главный тренер понимал, что Лазович – важная деталь в его механизме, и выдергивать ее будет небезопасно. Но в конце концов, и Рюттена спортивному директору Эйндховена удалось уговорить.

В какой-то мере обе стороны правы. С одной стороны, сложно ожидать от 26-летнего футболиста большого прогресса и перспектив. С другой — своей стабильностью и высоким уровнем игры, высокой полезностью, Лазович мог бы еще принести немало пользы команде. Но в ПСВ предпочли «взять деньги», а не «открывать черный ящик». 

Давайте теперь подробнее об игровых характеристиках футболиста. Лазович обладает достаточно высокой стартовой скоростью, хорошо работает в завершении атак, обладает поставленным ударом. Быть может, ему недостает голевого чутья, но это компенсируется большим спектром работы. Он может и назад «опуститься», и в подыгрыше действовать.

Но наиболее оптимально его качества раскрываются в качестве второго или крайнего форварда,
которому требуется высокая скорость и хороший пас. Это тоже большое достоинство серба – отличные передачи и навесы. В построениях Рюттена ему чаще всего приходилось взаимодействовать с весьма перспективным и любящим ходить вперед защитником Манолевым, которого можно подменить на Анюкова, например. При походах болгарина вперед Данко смещался в центр или отходил во второй эшелон атаки, в зависимости от задачи.

Еще одним соседом Лазовича был подвижный и забивной форвард Тойвонен, который как раз обладал тем самым решающим касанием и голевым чутьем, которого не так много у самого серба. Зато Данко брал своими передачами, которых не наблюдалось у Тойвонена. Ола вполне можно сравнить с Кержаковым, хоть они и несколько разные форварды по функционалу.

Наконец, в ПСВ Рюттена большое внимание уделялось активно перемещающейся атакующей линии полузащиты, куда Лазович тоже порой смещался и был отлично сыгран с Афеллаем, Амрабатом и Баккалом. Мы знаем, что в «Зените» средняя линия тоже весьма подвижна.

Какие же можно сделать выводы относительно отличительных особенностей серба? Из отрицательных характеристик (их меньше и они не так ярко выражены) следует выделить проблемный характер, который, впрочем, проявляется не всегда. Сюда же отнесем не самое выдающееся голевое чутье, что не особенно благоприятно сказывается при использовании на острие, да и дриблингом особенным Лазович не выделяется.

Плюсов гораздо больше. Данко обладает отличным пасом и чтением игры, высокой скоростью и плотным ударом с разных дистанций. Отлично вписывается в командную игру, способен выполнять разнообразные функции на поле, играть на нескольких позициях. Кроме того, он обладает высокой стабильностью. Если проанализировать его последние годы, то результативность будет колебаться незначительно.

Для Данко сейчас важно, как он впишется в игру команды, как его будет использовать Спаллетти. Это вопрос, ведь справа играет Владимир Быстров. Если на острие атаки, то обедняется игра Лазовича в пас, если в глубине, то теряется его разнообразие из-за потери в свободном пространстве и среднем дриблинге. Получается, что именно игра правого форварда для Лазовича оптимальна. Может быть, левого.

В любом случае, «Зенит» сейчас представляет собой весьма загадочное образование, потому судить строго о каких-то схемах мы не можем. Первые игры что-то покажут, тогда и сделаем конкретные выводы.

Но потенциал трансфера можно смело оценивать высоко, игрока заполучили очень качественного. Пусть вас не смущает, что в ПСВ так легко расстались с ним, а в свое время и «Фейеноорд» крест поставил. Вряд ли Лазович сможет выйти на какой-то экстра-уровень, но даже в своем нынешнем состоянии он достоин выступления в одном из ведущих клубов России. А там, кто знает? Может быть, в Эйндховене тоже локти будут кусать, как в Роттердаме…

И немного об общей любопытной тенденции — «затаривания» нашими ведущими командами игроками из Эредивизии. Честно признаюсь, подобного вектора развития рано или поздно я ожидал, это весьма перспективное направление. Если тройка выходцев из Эре в составе российских грандов зарекомендует себя успешно, то можно будет говорить о смене селекционной политики российских клубов, рассчитанной доселе лишь на экстенсивный путь и закупки «наугад».

Смена вектора поиска не только даст хороших игроков нашему чемпионату, но и подтолкнет российский футбол на качественно новый шаг в развитии селекционной и трансферной политики. А это уже глобальный прогресс, качественный, который нельзя выразить коэффициентами и цифрами. Это определенный шаг вперед.
Комментарии
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у Вас уже есть аккаунт - авторизуйтесь
Рейтинг БК
Перейти на сайт
Pari
Pari
Перейти на сайт
Перейти на сайт